Перейти к содержанию

История МЖК. Танки, Самолет, Корабль


Шуба-Кот

Рекомендуемые сообщения

Новость стырил с Е1
Крутой чел Бойбородин :smile:

Новость с Е1 от 17 Июнь 2016 http://www.e1.ru/news/spool/news_id-445814.html

Сейчас от уличной экспозиции остались только два танка.

DSC_1768.thumb.JPG.583cf42c47294829748c43cb66025e04.JPG
Танки за КОСКом стоят уже тридцать лет.

Два ярко-зелёных танка, которые стоят за КОСКом "Россия" на ЖБИ (здесь коренные жители хмыкнут и поправят: не на ЖБИ, а в МЖК), знают почти все местные. Они же вспоминают: когда-то рядом стоял самолёт и большой корабль, который потом сгорел.

Выставку техники организовал в восьмидесятых годах руководитель военно-патриотического клуба "Полёт" Владимир Бойбородин. Мы встретились с ним, чтобы узнать, как и зачем он привозил танки с самолётами в обычный двор и что случилось с остальной техникой (спойлер: корабль он велел поджечь сам).

Сейчас Бойбородин руководит кинокомпанией "Рада-студия", а в восьмидесятых стоял у руля военно-патриотического клуба "Полёт", созданного в Молодёжном жилом комплексе (МЖК). Он, кстати, официально закрылся только в прошлом году.

– Была идея в МЖК серьёзно заниматься военно-патриотическим воспитанием. Я среди прочего написал план: нужны для выставки самолёт, танк, подлодка и корабль, – рассказывает Владимир Михайлович. – О первом самолёте из Пермского края договорились ещё до меня, я участвовал уже в транспортировке и сборке. Тогда привезли два Су-7Б, один отдали в экспозицию Дома офицеров. Со вторым я замучился: люди разбивали его всё время, вырывали все с корнями, выламывали, меня начальство МЖК дёргало – почему он стоит дырявый? А мне же надо алюминий где-то взять, остальное, сверлить постоянно.

Много лет спустя самолёт, уже разбитый вандалами, убрали.

1985.thumb.jpg.17e4e3472b849e1e01036f8c3d49d068.jpg
Самолёт и танки в МЖК.
17(1).thumb.jpg.506d7dc21c98df2a49fde64acabf0771.jpg
 
16.thumb.jpg.f809c9f3945596912d30ccf4125415cb.jpg1samolet1(1).thumb.jpg.92ec296603cd42d7bb14c4a857330b61.jpg
В 2005 году его демонтировали по решению администрации Кировского района.
DSC_1194.thumb.jpg.dd46a026f42f8f5509b2182228f88cf1.jpg
Владимир Бойбородин в восьмидесятых придумал создать коллекцию военной техники на ЖБИ.

Позже Бойбородин пытался поставить там ещё два самолёта.

– Нашли Яки с трёхчасовым остаточным ресурсом, перегнали их за три часа в Кольцово – и тут мне обрезали финансирование напрочь. В МЖК хотели просто поставить самолёты на землю, а я говорю: нельзя, надо на постамент, чтобы никто не мог забраться. Мне отвечают: тогда вовсе с них убиваться будут. Ну я решил, что в таком случае вообще нет смысла их ставить, и договорился, чтобы один отвезли на улицу Бебеля, а второй уже и не помню куда. Через неделю у тех самолётов крылья отдельно валялись, а через год от них ничего не осталось. Такой народ.

Танки получить, по словам Владимира Михайловича, было проще всего. С доверенностью от Дома пионеров он приехал на танкодром в Чебаркуле.

– Старые, конечно, были, раздолбанные, закопанные в землю – стреляли по ним для тренировки. Мы с моими ребятами из клуба три раза ездили откапывать. Когда откопали, их другими танками затолкали на платформы и по железной дороге эти платформы пригнали сюда к цехам завода в районе улицы Рассветная, – рассказывает Бойбородин.

03.thumb.jpg.9cef7d76e41036fb8bb32c78a79cd706.jpg
Так в Чебаркуле рабочие танки заталкивали будущие экспонаты на платформы для транспортировки.
26.thumb.jpg.bad067f3e0f70146f8f02c25de342791.jpg
По железной дороге они приехали к заводу ЖБИ.
35.thumb.jpg.6fa80e5ec941b090359af406bb440e83.jpg44.thumb.jpg.fe8dc59c8d577f6111f3f327da8b9fd8.jpg
Так их спускали на землю.

Оттуда до нового места дислокации танки тащил трактор. Двигались со скоростью 5 километров в час:

– Танк ехал только по прямой, чтобы поворачивать, я залез внутрь и стал танкистом. Помню, надо было фрикцион дёрнуть на себя, включалась повышенная передача, трактор замедлялся и поворачивал. Так и тащили.

65.thumb.jpg.d6456fc2eaabbc467ea70de47035b3cd.jpg
Трактор тащит танк.
57.thumb.jpg.7560c1676ae5a24caddc957add9f3e58.jpg
"Танкист" Владимир Бойбородин с сыном.
67.thumb.jpg.8c10035e1bc75e07526c57cbe5cd1e2b.jpg
По словам Владимира Михайловича, в танках был керосин сороковых годов. Слили.

Пока танки разгружали, произошёл несчастный случай – одному из мальчишек крышкой люка отрубило полногтя на ноге. А много позже, в нулевых, танки пытались из МЖК утащить. Во двор приехали машины, погрузили технику на платформы и уже собрались увозить. Тогда на улицу высыпали все местные жители, стали требовать у приехавших документы и разрешения, вызвали милицию. Танки удалось отстоять.

Вот видео того схода:

Но самой сложной задачей в организации выставки под открытым небом была доставка кораблей. Их, полузатопленные, Бойбородин нашёл в ВИЗовском пруду возле морской школы. Корабли "снимались" в фильме свердловской киностудии "Юность Петра" в 1980 году и после оказались никому особо не нужными. Хотя и отдавать просто так киношники их не хотели, попросили денег.

– Тогда я разыграл свердловскую киностудию, – рассказывает Бойбородин. – Попросил морскую школу написать, что скоро за охрану кораблей придётся платить по 500 рублей. После пришёл к киношникам и говорю: могу решить проблему с кораблями. Хотя сам же им её и создал.

129.thumb.jpg.d13407f1c1ce401033c82b4cd54689ef.jpg342.thumb.jpg.d7cebbb9d67f876bffd56197ed359d75.jpg
В таком виде корабли, снимавшиеся в фильме о Петре I, достались Бойбородину.

Корабли Бойбородину отдали просто так, но, чтобы вытащить из воды, нужно было сначала отбуксировать их к другому берегу. Для этого энтузиаст ждал редкого, как он говорит, попутного восточного ветра. Дождался, отбуксировал. Воду из кораблей откачали, техникой вытащили на сушу и поставили на лопинги, которые мальчишки сделали из шпал. Наконец, первый корабль отвезли в МЖК (он был таким высоким, что впереди ехала машина, поднимающая провода). Через неделю надо было везти второй, но не успели: брошенное судно разобрали садоводы.

011.thumb.jpg.967018a87ff2550a5854bbd777007c71.jpg016.thumb.jpg.6a883d6473eafc91fd58519181b39ebc.jpg
Сборка стапелей (сооружение для постройки или ремонта судна и спуска его на воду).
028.thumb.jpg.23dc01ae69904a83033e86d9641800e7.jpg
С другого берега забрать их было легче.
img406.thumb.jpg.265041284c66228b7418c14e7037b1f7.jpg
Корабль занял своё место в МЖК.

– Корабль долго стоял на МЖК, а потом я приказал его ребятам сжечь, – вспоминает Владимир Михайлович. – Мне не давали сделать его надёжным. Нужно было снаружи покрасить, а изнутри антисептиком пропитать, сделать опалубку и забетонировать. Тогда это была бы бетонная скорлупа, а к ней приделан корпус, и так он мог бы простоять долго. Но уже и МЖК стал загибаться, к 1988-то году, и я понял, что толку никакого. А ведь дети бегают, корабль расшатывается, шпангоут (внутренний каркас) раскачивается. А я его укрепить не могу. Тогда сказал ребятам: есть химбаза рядом со школой, тащите оттуда что-нибудь горючее, залейте его и спалите. Залили весь, полыхал сильно. Я подумал – ну слава богу, никого не задавит. Но приехали пожарные, потушили, и оказалось, что нос остался целым. На следующую ночь дожгли и его.

– Не жалко было корабль? – спрашиваю у Бойбородина.

– Гораздо жальче было бы ребёнка, которого раздавило бы этим кораблём, – резко отвечает он.

В теории компанию технике могла составить 45-метровая подводная лодка. Её на Тихоокеанском флоте уже распилили на части и приготовили к отправке в Свердловск, но Бойбородин отменил проект – слишком затратной, говорит, была бы её установка, а денег на это уже не давали.

До наших дней дожили только танки – оказались самыми крепкими. По ним и сегодня любят лазить дети.

DSC_1827.thumb.JPG.e577afa86fb7c562545b3cc332823417.JPGDSC_1859.thumb.JPG.987ab3a5ace2921ea110629042492664.JPGDSC_1787.thumb.JPG.99d5f42e7158df53b7b3e03aeefedd9a.JPGDSC_1807.thumb.JPG.98ee83cff0f0f6cd7afcb07b618c1431.JPG
 

А клуб "Полёт" в 2015 году закрылся (руководили им давно преемники Бойбородина), сам он занимается совсем другими делами, но видно, что вспоминать "МЖКовское" прошлое ему приятно.

– Если идея заинтриговала, я обязательно попробую её воплотить, – говорит он. – Меня с детства по рукам не били, хочешь – делай, главное, чтобы руки не пообрывало. Реализовывать идеи было настолько естественно, что я никак не мог понять, а какие проблемы в этом. Если ты хочешь что-то сделать, так иди и делай.

Текст: Анна ЖИЛОВА
Фото: Владимир БОЙБОРОДИН; Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU; Роман УЛЫБИН
Видео: wtgm / youtube.com

  • Поднять репутацию 2
Ссылка на комментарий
  • 4 месяца спустя...
  • 1 год спустя...

Будучи непосредственным участником событий скажу, что в некоторых моментах Михалыч, так мы между собой называли Бойбородина (царство ему небесное) слегка приукрашивает или специально не всю правду говорит или со временем забылись некоторые тонкости ... Например - танки гнали из посёлка Бишкиль, а не из Чебаркуля. Никто эти танки не ездил и не откапывал. Один из них (ИС) и правда выдернули с полигона, но танком, а самоходку выбирали прямо в танковом парке. Фоток с погрузки танков в Бишкиле осталось мало потому, что при проявке одну из плёнок случайно засветили, хотя было отснято две полные плёнки (72 кадра).

Корабли снимались не в фильме "Юность Петра" (он снимался на киностудии им.Горького), а в фильме Свердловской киностудии "Семён Дежнёв" (1983 г.)...

Ну и т.д.

Изменено пользователем Aleksandr
добавил данные
  • Поднять репутацию 2
Ссылка на комментарий
2 часа назад, Aleksandr сказал:

Ну и т.д.

Хотелось бы побольше этих "и т.д." :)

Сейчас подобные факты взять просто негде, поэтому ваш рассказ будет особенно ценен. Если не затруднит, напишете больше о тех событиях, это история района. 

Ссылка на комментарий

Давно это было ... Клуб "Полёт" хоть и базировался на МЖК, но реально МЖК-овских ребятишек там было раз два и обчёлся. Просто в тоже время господин Попов развивал на территории МЖК так называемые РВО (разновозрастные отряды). Но у "Полёта" было большое преимущество - это моторчик в виде Михалыча (Бойбородина). Так Полёт проводил ночные зарницы на территории прилегающего лесопарка, ребята из Полёта, занимавшиеся одновременно и в клубе "Рюкзачок", принимали участие в турслётах МЖК. И вообще принимали очень активное участие в жизни самого МЖК не являясь на самом деле его жителями. Часть фотоархива, касающегося клуба Полёт у меня имеется, но у данного фотоархива, принадлежавшего Бойбородину, есть теперь наследники - может они будут против размещения здесь этих фото. Ну да ладно ... Пару фоток они мне простят ...

image (1).jpg

image (2).jpg

image (3).jpg

image.jpg

  • Поднять репутацию 3
Ссылка на комментарий

@Aleksandr, большое спасибо вам за ваш рассказ, дополнения и уточнения. Информация и правда очень ценная, тем более из первых уст. Сейчас действительно не найти такие исторические подробности. Очень жаль, что мало кто ими делится :sad:

Ссылка на комментарий

Спасибо за информацию, это правда интересно. Кто-то может счесть что маленькие локальные истории никому не нужны, но на самом деле они особенно ценны. История каждого дворика, района, это кусочек пазла истории города, истории улиц по которым ходит каждый из нас. И каждая улица и район обретают жизнь и дополнительные краски в ракурсе таких вот историй. 

  • Поднять репутацию 1
Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...