Перейти к содержанию

Рэп на районе. Разговоры о жизни в цитадели уральского хип-хопа


Рекомендуемые сообщения

Рэп на районе. Разговоры о жизни в цитадели уральского хип-хопа
Мы начинаем целую серию диалогов с главными представителями молодого екатеринбургского хип-хопа. Стартуем с ЖБИ — оттуда, где все начиналось.

Хип-хоп-культуру игнорировать нельзя. Взорвавшись в середине девяностых, она волной прокатилась по Екатеринбургу, изменила облик города и сознание его жителей, воспитала поколения. И мы хотим показать город глазами ее адептов, тех, кто по кирпичикам складывал эту культуру. Прогуляться с ними по районам Екатеринбурга и просто поговорить. Обо всем: о музыке, о жизни, о Боге, о политике.

Так и появился проект «Рэп на районе». Мы задумали его давно — почти год назад. Но никак не могли сдвинуть с мертвой точки. До тех пор пока к нам на выручку не пришел Наум Блик, он же — Dry Ice, участник, пожалуй, самого известного уральского рэп-коллектива E.K. Playaz, уважаемый MC, старичок по меркам молодого русского рэпа, большой друг нашей редакции и автор корпоративного рингтона 66.ru.

В общем, хватит вводных слов. Передаем ему слово и стартуем на экскурсию в мир уральского хип-хопа.

ЖБИ, или в простонародье «жибайка», совсем недавно этот район считался самым рэпперским в Екатеринбурге. Концентрация хип-хоп-голов на квадратный метр асфальта здесь зашкаливала, а по количеству граффити ему, наверное, до сих пор нет равных. Именно поэтому я решил начать свою серию репортажей именно отсюда — колыбели екатеринбургского хип-хопа.

Парадный вход в колыбель, как известно, осуществляется через КОСК «Россия», там меня и ждали три парня. Рослые, подтянутые, на круглых лицах улыбки.

 

Это (слева направо, не считая меня) Самков, Бутлегер и Бабл — одни из основателей объединения Brand New, самого заметного хип-хоп-объединения на ЖБИ.

Приветственное рукопожатие, и вот мы уже идем на главное место их сборов — баскетбольную площадку во дворе школы №176.

 

Рядом с площадкой на стене граффити — портрет молодого парня. Спрашиваю, кто это?

 

Самков: 
 Это Костя, погиб в 28 лет. Нырнул в бассейн неудачно, ударился и умер. Еще у нас друга Серегу Себаса мужик пьяный застрелил из самострела. Серега с братом на лавочке сидел, а тот проходил мимо пьяный, спутал их с другими парнями, докопался, слово за слово, он достал самострел и убил его. Мужика потом закрыли. Лет 10 дали или больше.

 

Идем дальше. Через дворы, за домом, как гигантские жабы, стоят два танка — культовое место здешней молодежи. Вокруг битое стекло, окурки, остатки былой роскоши. Среди мусора блеснула чья-то оторванная пуговица.

 

Сделав несколько фото, перемещаемся к амфитеатру. На ступенях влюбленная парочка с пивом, чуть выше троица мальчишек с газировкой и хоккейной клюшкой. Амфитеатр — как символ ушедшей советской эпохи, сделан на совесть, с душой. Сейчас же оплеван и усыпан осколками битого стекла, как будто каждый, кто бывает здесь сейчас, считает своим долгом бросить бутылку в прошлое, что строили его предки. Дворник явно обходит это место стороной.

 

Самков:

— Мои родители переехали сюда в 88-м. В 91-м уже весь район МЖК был застроен. Раньше тут красиво было. Мост деревянный, самолет стоял даже. Потом, где-то в 95-м, все как ураганом снесло. Время суровое было, страна разваливалась, вот и эта красота не устояла.

Снова ныряем во дворы. Проходим мимо лавочки. На лавочке пиво и, конечно, пацаны. Вечер. Пятница. Лето как в Краснодаре.

 Как думаешь, сколько пива выпивает «жибайка» в такой вечер, как сегодня? 
Самков: — Думаю, что примерно как на фестивале «Туборг фест».

 

Потом парни приглашают зайти в подъезд, где нарисованы Аль Пачино, Аль Капоне и Notorious B.I. G. Хм, интересно, кто лишний в этой логической цепочке?

 

На входе в подъезд нас деловито встречает огромный черный кот. Тут же вспоминается Булгаков. Кот ловко ускользает от прицела фотоаппарата, но заходит с нами в лифт. «Ему на четвертый надо», — бросает незнакомый долговязый мужчина в клетчатой кепке. Доезжаем до четвертого, так и не успев толком сфотографировать кота. На этаже он выходит с той же деловитостью местного старожила. Чертовщина какая-то.

Фотографируемся, беседуем. Оказалось, что лишним в логической цепочке оказался Аль Пачино, так как он изображен в роли Тони Монтана из фильма «Лицо со шрамом», остальные же изображены в роли самих себя. В любом случае портреты удачные. Создатель постарался.

 

Бутлегер: Бабл, ты веришь в Бога?
Бабл: Нет.
Бутлегер: А Бог есть?
Бабл: Не уверен.

Выходим из подъезда, продолжаем променад. Двигаемся мимо ДК МЖК, тут проходили самые первые хип-хоп-вечеринки в конце 90-х и начале 2000-х. Ваш покорный слуга тоже бывал тут не раз, а однажды даже в качестве члена жюри. Спрашиваю:

— Самков, ты помнишь группы, которые тут выступали? 
— Помню. «Сословие», Nonsence, «Публичное повествование» и другие.
— А мне почему-то запомнились группы «Смысл жизни» и «Засранцы». Хорошие были времена, искренние, креативные.

Навстречу двое неторопливых, в шортах и темных очках. Здороваются:

— Здарова.
— Здарова.
— Чо, гуляете?
— Но.
— Мы тоже.
— Ну ладно, давай!
— Ага, давай.

 

Немного устав от «жибайского» марш-броска по району, присаживаемся на лавочку. Продолжаем диалог.

— Когда появилась Brand New и что это такое? 
Бабл: — В 2006-м с вечеринки «Не грози МЖК , попивая сок в дабаре». После этого были попытки привоза артистов: Centr, Drago. В итоге решили, что возить артистов больше не будем, отдохнули весело.

— Почему? 
Бабл: — Мы выцепляли их в тот момент, когда они еще не были жестко популярны. Например, Centr приезжал в сравнительно небольшой клуб, а буквально через месяц тот же Centr собрал порядка 3 тысяч человек. Минус нашего концерта составил примерно 40 000 рублей, а те организаторы поднялись конкретно.
Самков: — Но зато мы весело провели время и оторвались по полной на afterparty.

— Что для вас Brand New? Группа? Тусовка? 
Бабл: — С недавних пор мы называем себя молодежной организацией. Это связанно с тем, что мы стали усиленно заниматься баскетболом, проводить турниры. Сейчас запускаем сайт, пытаемся его раскрутить.

— Какие направления деятельности являются для вас основными? 
Бабл: — Самое основное — баскетбол и рэп.

— А граффити? 
Бабл: — Ну, это, скорее, сотрудничество, нежели направление нашей деятельности. Мы давно знакомы с Cage’ем (TYK) и двигаемся параллельно. К тому же, граффити — самый загадочный элемент хип-хоп-культуры. Поэтому они предпочитают оставаться в тени.

 

— Что в ближайших планах? 
Самков: — Будем проводить летний сезон баскетбольных турниров.

— Турниры районного масштаба? 
Бабл: — Отнюдь. Это большие городские турниры, такие, например, как «Культура улиц». Все виды: 2 на 2, 3 на 3, 5 на 5. Начинаем сотрудничество с Москвой и Red Bull’ом, они готовят турнир 1 на 1, где победитель от России поедет в Алькатрас, в Америку, именно в этом месте будет проводиться финал мирового турнира. Наша задача — выбрать победителя от Екатеринбурга.

— Скажите, есть ли такие люди, из тех, с кем вы начинали, что откололись от вас? 
Бабл: — Вот, например, Шина из группы «Сословие». Начинал вместе с нами, но откололся самый первый.

— Что с ним теперь? 
Бабл: — Он занимается грузоперевозками. Видимо, «Газели» намного интересней хип-хопа, мы что-то недопонимаем. Есть еще Саша Бигги, который сейчас все меньше участвует в наших движениях, но мы по-прежнему считаем его в своем составе.

 

— Русский рэп слушаете? В курсе, что там происходит? 
Бабл: — К сожалению, да.

— Почему «к сожалению»? 
Бабл: — Редко что радует, но это, видимо, уже возраст.

— Что тебе в нем не нравится? 
Бабл: — Мало кто пытается развиваться, быть самим собой, большинство идет по накатанной. Низкое качество исполнения, инструментала. И вообще, подход к делу. Это важно. Даже топовые рэпперы страны делают весьма средние выступления.

— Как насчет положительных сторон в этом жанре? 
Бабл: — Да, это тоже есть. Рэп у нас стал молодежной музыкой №1. И реально этим можно зарабатывать. В любом случае развитие есть в плане массовости и доступности этой музыки.

— Самков, скажи, когда ты начинал читать рэп, мечтал ли ты о популярности, коммерческом успехе? 
Самков: — Если честно, то нет. Я делал то, что мне нравится. Сцена меня всегда привлекала, но такой мечты не было.

— А что из книг и фильмов можете отметить?

Бутлегер: — Лично я смотрю сериалы. Такие как «Прослушка» и «Угол». После просмотра «Угла», например, некоторые люди перестают увлекаться наркотиками. Я парочку лично знаю. Это сильное кино, реально взрывает мозг. Есть над чем подумать.

Бабл: — Солидарен с предыдущим оратором, но к моему списку сериалов можно еще добавить «Клан Сопрано». Книги раньше активно читал, но сейчас все меньше. Из последнего прочитал мемуары Познера. А вообще для меня лучшим писателем остается Сергей Довлатов.

Самков: — Да, что касается Довлатова — полностью поддерживаю. Из зарубежных можно добавить Буковски, Генри Миллер, Паланик. Еще недавно попалась в руки книга стихов Высоцкого. Мне интересно было почитать его на бумаге, по-новому взглянул на его творчество, которое уже давно ценю.

 

— Думаете ли вы, что есть что-то общее между бардами 60-х, 70-х годов и современными рэп-исполнителями? 
Бабл: — По форме — да, но не по содержанию. В наше время зачитать рэп на бит так же просто и доступно, как и тогда спеть свои стихи под гитару. Но уровень самих стихов рэперов, по сравнению с бардами тех времен, заметно ниже.

— У вас не один товарищ погиб уже. Как вы относитесь к смерти? 
Бутлегер: — Смерть может стать мотивацией к жизни. Люди, заглянувшие в глаза смерти, по-другому начинают ценить радости бытия. Производят переоценку ценностей.
Самков:  Сложно сказать. Вообще, это неизбежная хрень. И все тут.

— Что тогда главное в жизни? 
Бутлегер: — Лично для меня главное в жизни — что-то давать другим, обществу, близким людям. Например, через хип-хоп можно открыть для другого человека новые вещи, направить к развитию.
Самков: — Для меня главное — семья, чтобы она ни в чем не нуждалась.
Бабл: — Заниматься любимым делом, оставить что-то после себя, и чтобы не было стыдно.

— Что можете сказать о новом поколении рэпперов у вас? Можно ли считать ЖБИ самым рэпперским районом города, как было лет пять назад? 
Бабл: — Пожалуй, нет. Когда хип-хоп только пришел сюда, не было больше никакой альтернативы. Все рисовали, танцевали, читали рэп. Ходили толпами по 100 человек. Сейчас все изменилось, и такой движухи нет. Это раньше все тусили по районам, встречались, общались. Сейчас же молодежь всё больше «ВКонтакте» сидит. И таких картин не наблюдается. Сегодня вообще сложно сказать, в каком районе Екатеринбурга хип-хоп более развит, он растворился в городе в целом. Тем не менее хип-хоп на «жибайке» любят.

 

— Что бы вы хотели изменить на ЖБИ? 
Самков: — Еще один въезд на район хотелось бы видеть.
Бабл: — Я бы хотел вернуть общую дружбу, когда все тусовали вместе и не были поглощены бытовухой, не рассорились.

— Как думаете, что будет с рэпом в России лет через пять? 
Бабл: — Я пока другой альтернативы ему не вижу. Это самый простой музыкальный способ самовыразиться. Тут не надо покупать дорогостоящие инструменты, репетировать и т.д., как, например, в рок-музыке. Так что он никуда не денется. Другой вопрос — в каком качестве он будет пребывать дальше. Поживем — увидим.

 

Самков (Brand New) — «Первая Волна» feat. Dj Wide (production by Негодяй)

Минуя КОСК «Россия» на обратном пути, я вспомнил, как в 1999 году здесь проходил самый масштабный рэп-фестиваль того времени. Народу собралось человек 300, и все, кто там был, ощущали себя единым целым, пионерами новой культуры в новой стране. А из проехавшей мимо корейской машины играл то ли Lil John, то ли Lil Wayne… Я не разбираюсь.

Текст: Наум Блик
Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru

  • Поднять репутацию 1
Ссылка на комментарий
  • 3 года спустя...

Даааа.. на самом деле было движение, особенно летом. Куда не зайти везде знакомый, или знакомый знакомого)) а щас вообще все новые какие то, никого не знаешь идёшь,стареем чтоли..

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...